Как измерить лес? Урок от специалиста «Заповедного Подлеморья»

Лес — это не только определенная территория, на которой растет множество деревьев, кустарников и трав, но и интересный объект для изучения и исследований. Как определить, сколько деревьев растет на определенной территории, какие они по породе, возрасту, высоте и диаметру? Для этого существует специальный комплекс технических действий, называемый таксацией леса. Что это такое и как её проводить рассказал на занятии с членами школьного лесничества «Росток» Сергей Седельников, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды.
Как измерить лес? Урок от специалиста «Заповедного Подлеморья»
31 августа 2023

Что такое таксация леса? Таксация леса — это метод определения количественных и качественных характеристик лесного участка. С его помощью можно оценить состояние леса, его экологическую и экономическую ценность, а также планировать лесные мероприятия, такие как рубки лесных насаждений, лесовосстановление, уход и охрану лесных участков. Для того чтобы измерить лес, нужно использовать разные приборы и инструменты, которые позволяют определить площадь, запас, породный состав, возраст, высоту, диаметр и другие характеристики лесного участка.
Занятие с детьми по таксации леса состояло из двух частей: теоретической и практической.
На теоретической части дети повторили основные натурные лесоустроительные и лесохозяйственные знаки, способы ориентирования в лесу, инструменты для таксации леса, а также правила безопасности при нахождении в лесу.
На практической части дети на велосипедах выехали на лесосеку, на которой заготавливалась древесина в 2018 году. По пути следования дети называли породы древесных растений, которые встречались по ходу движения, их основные отличия друг от друга, с помощью определителя называли травянистые растения, произрастающие в лесном массиве. По прибытию на лесосеку участники школьного лесничества нашли деляночные столбы и определили границы лесосеки. Затем дети измеряли высоту деревьев с помощью высотомера и определяли с помощью буссоли азимут относительно своего местоположения на естественные ориентиры в лесу (высокое дерево, вершина горы), измеряли диаметр растущих деревьев с помощью мерной вилки. Дети сравнивали полученные результаты с друг другом и обсуждали, почему они могут отличаться.
На занятии дети получили новые знания о лесе и его характеристиках, а также научились пользоваться разными приборами и инструментами, которые используют специалисты лесного хозяйства.