Завершающее мероприятие – выездное практическое занятие по таксации леса. Мы отправились в 61 квартал Арангатуйского участкового лесничества Забайкальского национального парка. С первых минут занятий ребята почувствовали себя настоящими исследователями. Они узнали о важности лесов и их охраны. Вооружившись лесотаксационными инструментами, ребята отправились вглубь леса, чтобы определить породу и возраст деревьев.
Дети были удивлены, что деревья-одногодки могут сильно различаться по высоте и толщине. Это указывает на различные условия их роста: одно росло свободно, развивая свою крону, а другое оказалось угнетённым соседними деревьями. В лесу идёт постоянная борьба за свет, влагу и питательные вещества, в результате которой большая часть деревьев отмирает.
Прогуливаясь по лесу, ребята обратили внимание на молодые деревца под пологом леса, принадлежащие к той же породе, что и верхний ярус. Этот процесс называется предварительным возобновлением, а сами молодые деревца называются подростом. В густом лесу этот подрост угнетён, растёт медленно, а его корни развиты слабо. Из-за нехватки света большинство из них вскоре погибнет. Однако в местах, где старые деревья отмирают и падают, создавая светлые открытые участки, возобновление происходит успешно. Именно так без вмешательства человека восстанавливается лес.
Ребята также увидели различные кустарники, которые называются подлеском, такие как кедровый стланик и ольха, а также рододендрон даурский. Подлесок играет важную роль в жизни леса: он затеняет почву, предохраняя ее от иссушения и эрозии, и служит местом гнездования для многих птиц. Ещё он является важным источником пищи для многих животных, что делает его неотъемлемой частью лесной экосистемы.
На завершающем этапе занятия ребята с помощью реласкопа Биттерлиха провели измерение одного из важнейших таксационных показателей – полноты насаждения, который используется для определения запаса древостоя. Этот показатель важен для оценки состояния леса и планирования лесохозяйственных мероприятий, таких как уход за лесом и лесовосстановление.
Прошедшие занятия не только обогатили знания детей о лесах и их охране, но и позволили им почувствовать себя настоящими специалистами лесного хозяйства. Ребята были в восторге от полученного опыта, и многие из них задумались о том, чтобы посвятить свою жизнь охране природы.
Сергей Седельников, старший государственный инспектор, инженер по охране и защите леса.
Фото: Лубсан Чагдуров, методист по экологическому просвещению